Кавказские Региональные Исследования

Международная Ассоциация Кавказских Региональных Исследований

Право Политика Экономика Социология Современная история Международные отношения


 Том 2, Выпуск 1, 1997


ОТРАЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 1996 ГОДА В АРМЕНИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Марк Григорян*

Основой для настоящей статьи стали исследования, проведенные с 23 августа по 21 сентября 1996 года под эгидой Ереванского пресс-клуба (грант Демократической Программы TACIS), а также Центра по изучению средств массовой информации «Тим» (грант Фонда Евразия)(1) .

 

Политические силы Армении до выборов

На президентских выборах было зарегистрировано семь кандидатов: Ленсер Агаловян, Паруйр Айрикян, Сергей Бадалян, Вазген Манукян, Ашот Манучарян, Арам Саркисян и Левон Тер-Петросян.

Трое из семи кандидатов – Вазген Манукян, Ашот Манучарян и Левон Тер-Петросян – бывшие соратники по комитету «Карабах», чьи пути разошлись уже после обретения независимости.

Вазген Манукян был первым председателем правления, автором идеологических принципов и первой программы Армянского общенационального движения (АОД), с августа 1990 по сентябрь 1991 – премьер-министром Армении. В конце 1991 он инициирует создание радикально-оппозиционного Национально-демократического союза (НДС), объединившего вышедших из АОД единомышленников. В 1992-1993 был министром обороны РА.

Ашот Манучарян, бывший до февраля 1994 года вторым по влиятельности лицом в стране и занимавший должность советника президента по вопросам национальной безопасности, временно отошел от политической деятельности. Кандидатом в президенты он был выдвинут от Научно-промышленного и гражданского союза, исповедующего социал-демократические взгляды.

Левон Тер-Петросян, президент Армении, опирается на правящее Армянское общенациональное движение, безоговорочным лидером которого является. АОД возглавляет парламентское большинство, куда в то время, когда проходили выборы, входило около 90% депутатов.

Сергей Бадалян – первый секретарь ЦК Компартии Армении, а Арам Саркисян был последним первым секретарем ЦК КПА во время существования СССР, однако затем отошел от коммунистических взглядов, возглавив Демократическую партию Армении, позиция которой может быть охарактеризована как социал-демократическая.

Ленсер Агаловян – видный ученый, директор Института механики Академии Наук, академик. В 1991 по его инициативе была создана общественно-политическая организация “Арцах-Армения” (зарегистрирована в 1992), цель которой - добиться справедливого и мирного разрешения Карабахского вопроса.

Паруйр Айрикян – известный правозащитник, провел в общей сложности почти 18 лет в советских тюрьмах, лагерях и ссылке. Во время президентских выборов РА в 1991 он стал вторым после Левона Тер-Петросяна, набрав около 15% голосов.

Политический спектр Армении состоит из более чем 50 политических партий и общественно-политических объединений.

В основном, это организации, созданные в преддверии, либо непосредственно после достижения независимости. Наряду с ними существуют и функционируют три, так называемые, “традиционные национальные армянские партии” - Армянская Революционная Федерация “Дашнакцутюн” (АРФД), Партия Рамкавар-Азатакан Армении (ПРАА) и партия “Гнчак”, имеющие более чем столетнюю историю (ПРАА как объединение двух других партий - несколько “моложе”).

Программные различия всех партий, в основном, касаются двух проблем. Первая - это отношение к понятию национальной идеологии и ее главной составляющей - “армянскому вопросу”, Ай дату. Диапазон политической ориентации здесь составляет разброс от самых непримиримых - “Дашнакцутюн” и НДС, до самых “терпимых” - АОД, в нынешней программе которого признание геноцида армянского народа 1915 года, например, приобретает чисто моральную окраску, а наличие национальной идеологии характеризуется как фашиствующий анахронизм.

Второе - это экономическая политика. Различия здесь несколько сглажены, так как даже самые левые - Компартия Армении - признают необходимость частной собственности и все признают, что методы приватизации были неправильными.

Блокирование партий накануне президентских выборов показало, что градация их на левые и правые в Армении несущественна, ибо близкие по своей политической ориентации партии оказались в противоположных блоках, объединившись со своими бывшими, казалось бы, непримиримыми противниками.

Важным явлением политической действительности остается тот факт, что в декабре 1994 года указом президента была приостановлена деятельность “Дашнакцутюн”, что 13 января 1995 года было подтверждено решением Верховного Суда Армении. Вместе с ней были закрыты не только все издания партии, но и те, которые подозревались в связи с ними. Закрыты были также информационное агентство “Айлур” и издательство “Микаэл Варандян”. В течение последующего периода руководство партии было арестовано. Несмотря на запрещение, АРФД остается одной из самых влиятельных политических сил Армении. Во время президентских выборов АРФД поддерживала кандидатуру Вазгена Манукяна. Лидер дашнаков Ваан Оганесян находился в предварительном заключении по обвинению в измене родине и подготовке государственного переворота.

Согласно социологическому опросу, проведенному в мае 1996, за три месяца до начала предвыборной кампании, 51.9% ереванцев считали, что переизбрание Левона Тер-Петросяна желательно, а против высказывались 33.8%, при 14.3% затруднившихся ответить. Эта ситуация складывалась на фоне того, что 68.9% жителей столицы не имели определенных симпатий в отношении какой-либо политической партии, АОД симпатизируют 11.5%, коммунистической партии 10.9%, НДС – 0.8%, а АРФД – 4.2%.

Сказанное наглядно иллюстрирует степень влияния российских СМИ на армянскую аудиторию. Дело в том, что политическим фоном опроса явились президентские выборы в России, где партия власти противостояла коммунистической. Эти данные сыграли свою роль в организации предвыборной кампании Левона Тер-Петросяна, о чем будет сказано ниже.

Предвыборная кампания началась за 30 дней до выборов. Десятого сентября 1996 года три кандидата от оппозиции - Паруйр Айрикян, Ленсер Агаловян и Арам Саркисян - объявили о договоренности снять свои кандидатуры в пользу Вазгена Манукяна. Официально они объявили о снятии кандидатур семнадцатого сентября 1996 года. В течение этой недели они использовали выделенный им по закону бесплатный телеэфир для агитации в пользу Вазгена Манукяна. Это вызвало протест избирательного штаба Левона Тер-Петросяна, однако Центральная избирательная комиссия не усмотрела в этом нарушения закона.

 

Средства массовой информации Армении до выборов

Характерным для нынешнего этапа развития СМИ в Армении (1995-1996) является вовлеченность прессы в избирательные кампании - парламентскую 1995 года и президентскую 1996 года (2). 

Вместе с этим нужно отметить определенную нестабильность СМИ. Спрос на печатную прессу держится на невысоком уровне. При том, что газеты в Армении – убыточное предприятие, их цены слишком высоки для многих потенциальных читателей. Дороговизна бумаги и небольшой спрос (а следовательно, и небольшой тираж) лишают сегодня редакции газет надежд на прибыльность. Таким образом, газеты жестко привязаны к источникам финансирования (спонсорам, меценатам, учредителям), без помощи которых им грозит неизбежное закрытие.

Нестабильна и провинциальная пресса. С изменением административно-территориального деления Армении, расформированием районных администраций (октябрь 1995 - март 1996), прекращают свое существование и районные газеты. Лишь немногие из них стали официальными органами областных администраций. Связанные с этим структурные и организационные изменения завершены к маю 1996 года.

Характеризуя состояния масс-медиа, необходимо отметить, что сегодня в Армении уже сложилась система партийной прессы. Однако, при том, что в республике свыше пятидесяти политических организаций, партийных изданий насчитывается лишь немногим более двадцати.

Семь из них издаются Объединением национального самоопределения, включая один журнал (“Айреник”) и шесть газет, две из которых - республиканского масштаба (“Анкахутюн” на армянском языке и “Свобода” - на русском) и четыре - местного (Сисиан, Масис, Талин, Ванадзор). Однако в течение 1996 года журнал и газеты ОНС не выходили и, таким образом, в предвыборной кампании пресса ОНС не участвовала.

Армянское общенациональное движение издает пять газет. Из них одна - республиканского масштаба (“Айк”) и четыре - местного (Чаренцаван, Арташат, Мартуни, Капан).

Лишь шесть партийных газет выходят регулярно. Остальные - с большими перерывами.

В области печати активно действуют и государственные структуры. Так, бывший высший законодательный орган - Верховный Совет - стал учредителем газеты “Айастани Анрапетутюн” и соучредителем “Республики Армения”; статус этих газет до сих пор не определен, поскольку они субсидируются со стороны правительства, а Национальное Собрание своих газет не имеет. Свои газеты издают также Ереванская мэрия, областные (марзовые) администрации, исполкомы городских советов и поселков городского типа. Собственные газеты, журналы, бюллетени и телепередачи выпускают министерства обороны, внутренних дел, информации, просвещения и сельского хозяйства и заготовок, социального обеспечения, а Ванадзорский гарнизон министерства обороны является даже учредителем локального пресс-центра и телеканала.

Общереспубликанское телевидение в Армении имеет статус государственного, и на сегодня в стране нет независимой телекомпании, которая была бы в состоянии конкурировать с ним. С большей или меньшей долей успеха это пытаются делать в провинции местные небольшие студии, сеть которых довольно развита.

Общереспубликанское радио также имеет статус государственного. В Ереване на ультракоротких волнах вещают две станции - HiFM (или Hai FM) и Ласто. Согласно опросам общественного мнения, серьезной конкуренции государственному радио они не составляют (3). 

 

Предвыборная кампания в средствах массовой информации

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Телевидение

Государственное телевидение вещает по двум каналам. Основанный в 1956 году, первый канал обычно вещает по шесть часов в день, с 18:00 по 00:00 и охватывает всю республику. Второй канал основан в 1978 году, с 1995 года называется Студия “Норк”. Руководство канала осуществляется отдельно от первого. Уверенно принимаются передачи второго канала в Араратской долине и предгорьях. В отдаленных районах республики есть проблемы с приемом.

Согласно исследованиям “Тима”, проведенным в Ереване, телевидение является наиболее значимым источником информации для 81.4% взрослого населения столицы. Одновременно почти 30% ереванцев и многие жители провинции имеют доступ к кабельным или эфирным локальным станциям. Около 98% ереванских семей имеет телевизоры. По Армении в целом эта цифра составляет 94%.

Наблюдения показали, что право на использование 90 минут бесплатного телеэфира на первом канале государственного телевидения, предусмотренное законом “О выборах президента Республики Армения”, было предоставлено, и кандидаты, в целом, использовали его.

График использования бесплатного времени на телевидении (первый канал) был опубликован 30.08.96, через неделю после начала предвыборной кампании. Часты были случаи, когда выступления оппозиционных кандидатов передавались на 10-15 минут раньше заранее объявленного времени. В результате зрители не всегда имели возможность видеть эти выступления целиком.

Государственное телевидение было обязано также предоставить 180 минут платного времени в эфире всем кандидатам (по $ 20 за одну минуту). Девятнадцатого сентября двум оппозиционным кандидатам в президенты Ашоту Манучаряну и Вазгену Манукяну было отказано в предоставлении платного времени на телевидении, что объяснялось невыполнением процедуры подачи заявки. Это объяснение было подтверждено председателем Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Хачатуром Безирджяном во время беседы в прямом эфире 19 сентября. Представитель Научно-гражданского и промышленного союза, однако, опроверг это заявление, продемонстрировав документы, подтверждающие соблюдение всех процедур.

Можно сказать, что первый канал государственного телевидения использовался избирательным штабом Левона Тер-Петросяна в качестве основного средства пропаганды. Так, помимо тех минут, которые должны были быть предоставлены кандидатам в президенты, телевидение уделило 1628:30 минут Левону Тер-Петросяну, а всем остальным кандидатам вместе - 193:35. Главному оппоненту Левона Тер-Петросяна Вазгену Манукяну было уделено всего 72:10, причем основная часть этого времени была отдана критике.

Основными политическими программами на первом канале являются: Лрабер (Вестник), Жаманакачап (Метроном), Дем ар дем (Лицом к лицу), Оренк ев ишханутюн (Закон и власть) и Ес энтрум ем (Я выбираю), приуроченная специально к президентским выборам.

Все эти программы, фактически, были посвящены апологетике Левона Тер-Петросяна. Оппозиционные кандидаты либо просто не замечались, либо подвергались резкой критике. Симптоматичен случай, когда восемнадцатого сентября 1996 года первый выпуск Лрабера, продолжительностью 13 с половиной минут, был полностью посвящен Левону Тер-Петросяну. Жаманакачап, фактически, вел агитацию в пользу Левона Тер-Петросяна. В рамках цикла Оренк ев ишханутюн исключительно ему были посвящены встречи с интеллигенцией (13.09.96), с руководителями партий, входящих в блок “Республика” (16.09.96) и с министром внутренних дел Вано Сирадегяном (17.09.96). Общая протяженность этих передач - 2 часа 45 минут.

Выраженным проявлением плохо завуалированной предвыборной агитации в пользу Левона Тер-Петросяна была передача Ес энтрум ем (Я выбираю). Она выходила в эфир в течение последних двух недель кампании. Десятиминутная программа представляла блиц-опрос на улицах, где у прохожих спрашивали: “За кого вы будете голосовать?” Сомнения в беспристрастности авторов передачи вызывает подбор материала: в среднем, за одну передачу в последние предвыборные дни Л. Тер-Петросян упоминался 35-40 раз, В. Манукян 6-10, а С. Бадалян - 4-8. Уместно напомнить, что выборы в Ереване выиграл Вазген Манукян.

Был замечен один пример завуалированной агитации за В. Манукяна в музыкальной программе “Алис-А”. Следующие выпуски были сняты с эфира. Скрытая и явная агитация за Л. Тер-Петросяна присутствовала практически во всех программах, включая рассказ об открывающейся выставке собак.

В поддержку Л. Тер-Петросяна выступали высшие руководители России, Украины, Грузии, Карабаха, а также премьер-министр, министры внутренних дел и обороны Армении, другие официальные лица. Трудно определить, можно ли квалифицировать пропагандистские выступления министра внутренних дел Вано Сирадегяна и министра обороны Вазгена Саркисяна в поддержку Левона Тер-Петросяна как нарушение статьи 19 Закона “О выборах президента Республики Армения”, которая запрещает правоохранительным органам вести пропаганду в поддержку или против того или иного кандидата, поскольку эти люди являются значительными политическими фигурами.

Второй канал государственного армянского телевидения был значительно сдержаннее первого. Всего зафиксировано около 7.5 часов эфирного времени, посвященного материалам, связанным с предвыборной кампанией. Для сравнения скажем, что на первом канале лишь редакционные (собственные) материалы, посвященные Левону Тер-Петросяну, составили около тридцати часов.

Материалы, прямо или косвенно связанные с выборами, транслировались по второму каналу, в основном, в программе новостей “Лурер”. Передавались также рекламные ролики, посвященные тем или иным мероприятиям в поддержку кандидата Л. Тер-Петросяна.

В течение последней недели перед выборами передавались повторы передач первого канала. Своей продукции, за исключением сюжетов в блоках новостей, не было. Так, были повторены Оренк ев ишханутюн (Закон и власть) от семнадцатого сентября 1996 года, где выступал Вано Сирадегян, и фильм, показанный по Российскому телевидению (РТР) о Левоне Тер-Петросяне, который сопровождался интервью с российским журналистом, снявшим этот фильм. Здесь нужно отметить, что российские каналы телевидения пользуются в Армении большим авторитетом. Так, по результатам опроса, проведенного непосредственно после выборов, армянскому телевидению доверяли 42.3% респондентов, а российскому - 55.2%. Одновременно, удовлетворение деятельностью армянского телевидения высказало 45.7% опрошенных, а российского - 66.2%.

На втором канале также наблюдался значительный дисбаланс в использовании эфирного времени. Так, Л. Тер-Петросяну было отведено 225 минут эфирного времени, всем остальным - 69:10. При том, что время, отведенное опоозиционным кандидатам на первом и втором каналах телевидения сопоставимо, меньшее время, отданное действующему президенту на втором канале, свидетельствует скорее о том, что предвыборный штаб Л. Тер-Петросяна обращал меньше внимания этому каналу ТВ, видимо, считая его менее действенным.

 

Радио

Первая программа армянского радио, согласно решению ЦИК, была обязана выделить 120 минут бесплатного времени каждому из кандидатов. Время для выступления кандидатов было выбрано от 11:00 до 12:00. В Армении это считается prime time на радио. График использования бесплатного времени на радио не был опубликован.

И на радио наблюдался дисбаланс в освещении предвыборной кампании в пользу Левона Тер-Петросяна. Собственная информация радио, посвященная действующему президенту, в три раза превышает время, отданное всем остальным кандидатам вместе взятым. Этот дисбаланс достигался за счет выпусков новостей, в которых активно освещалась деятельность Левона Тер-Петросяна как главы государства, его предвыборные поездки и акции, а также деятельность первой леди республики, которая активизировалась в период предвыборной борьбы.

Практически та же информация давалась также в обзоре сегодняшнего выпуска официальной газеты “Айастани анрапетутюн” (пять раз в неделю).

 

Газеты

Государственными газетами являются Айастани анрапетутюн (“Республика Армения”, совокупный тираж за все время предвыборной кампании, согласно данным, указаным в самой газете - 220.000) на армянском языке и Республика Армения - на русском (совокупный тираж - 105.000).

Вне пределов нашего внимания остались две государственные газеты, имеющие наибольший тираж среди армянских газет. Это, в первую очередь, Эфир, публикующий программы телевидения и радио, Возни (Еж) - сатирико-юмористический еженедельник и 02 - Востиканакан лрату - (“02 - Полицейский вестник”). Последняя - орган министерства внутренних дел Армении - вела активную агитацию в пользу Левона Тер-Петросяна, что, по нашему мнению, является грубым нарушением закона “О выборах президента Республики Армения”, так как она является подразделением министерства внутренних дел, не имеющего права участвовать в предвыборной борьбе.

Согласно закону, все кандидаты в президенты имели право на бесплатное использование 0.25 печатного листа для предвыборной агитации. Лишь двое из кандидатов воспользовались этим правом: Ашот Манучарян, ежедневно публиковавший объявления о предстоящих встречах с избирателями, и Левон Тер-Петросян, напечатавший свою предвыборную программу. Остальные кандидаты правом бесплатной публикации не воспользовались по своей воле.

Позиция государственных газет была откровенно пропрезидентской. Параллелизм с государственным телевидением просматривался в содержании и направленности критики в адрес оппозиционных кандидатов (об агитации и контрагитации см. ниже --М.Г.). Сопоставимы и цифровые данные. Так, если на первом канале телевидения 84.4% редакционного времени, отданного предвыборной кампании, отведено Л. Тер-Петросяну, то в газете Айастани анрапетутюн эта цифра составляет 81.6% газетной площади, что даже выше, чем в партийной Айк - 80.7%. Интересно, что для второго канала телевидения, радио и газеты Республика Армения эти цифры ниже - соответственно, 51.3%, 48.0% и 75.2%.

Та же картина наблюдается при подсчете количества упоминаний кандидатов в президенты и анализе характера упоминаний. Так, на первом канале телевидения, Левон Тер-Петросян упоминался 1662 раза, что составляет 54.0% от общего количества упоминаний всех кандидатов, а в газете Айастани анрапетутюн - 638 раз (58.2%). Одновременно, на первом канале ТВ в 62.1% случаев имя Левона Тер-Петросяна упоминалось в положительном контексте, а в газете Айастани анрапетутюн - в 67.0% случаев. Для газеты Айк цифра, естественно, выше - 79.0%.

Нужно отметить, что, несмотря на критические выступления оппозиционных кандидатов по телевидению, в отрицательном контексте президент упоминался всего в 5.0% случаев. Зафиксирован 1.4% критических упоминаний в газете Айастани анрапетутюн, в основном, в течение первых десяти дней кампании. В газетах Республика Армения и Айк отрицательных упоминаний Левона Тер-Петросяна не зафиксировано.

В официальных газетах информация о Тер-Петросяне давалась, как правило, на первой полосе, а об оппозиционных кандидатах - на внутренних.

Тон критических замечаний в адрес оппозиционных кандидатов, в целом, был корректен, за исключением, может быть, публикации в обеих газетах телевыступления Л. Тер-Петросяна, где он назвал В. Манукяна фашистом и пригрозил стране большими бедами в случае избрания В. Манукяна (испортятся отношения с Россией, в том числе, сотрудничество в военной сфере, ослабеет армия, под удар будет поставлена независимость Карабаха, прекратит работу атомная станция, прекратятся поставки газа из Туркмении и т.д.). Однако в газете Республика Армения было замечено несколько некорректных выступлений. Так, в номере от 28 сентября 1996 года кандидат в президенты от коммунистической партии Сергей Бадалян назван “начальником кооператива под названием “Компартия Армении”, продающим “гнилой до безобразия товар”, занимающимся “обманным бизнесом”. Статья подписана инициалами К.Д.

В номере от 18 сентября 1996 года фотография Ашота Манучаряна помещена так, что создается впечатление, будто он смотрит на обнаженную киногероиню, стоящую к нему задом. Заместитель главного редактора, ответственный за последнюю полосу, где были помещены фотографии, утверждает, что в этом не было умысла.

Таким образом, общее политическое руководство ходом освещения предвыборной борьбы в государственных средствах массовой информации и в газете правящей партии осуществлялось из одного источника, а именно, из предвыборного штаба Левона Тер-Петросяна. Важным средством агитации являлись новостевые программы, которые насыщались информацией о деятельности президента.

 

НЕЗАВИСИМЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Телевидение и радио

В Армении доступны два канала российского телевидения - ОРТ и РТР. В дополнение к нескольким независимым вещательным станциям в Ереване, таким как А1+, “Майр Айреник” (Родина-мать), “Биайни” (вещает на одной частоте со студией “Норк”, до и после передач последней), во многих городах и поселках городского типа действуют свои локальные кабельные или вещательные телестанции. Как правило, основным содержанием их программ являются фильмы, однако многие из них выпускают 10-20-минутные новостевые программы.

Работать местным телестудиям помогает независимая вещательная сеть, объединяющая студии из Аштарака, Армавира, Ванадзора, Гориса, Гюмри, Нор-Аджна, Эчмиадзина и Еревана.

Почти все малые независимые студии передавали материалы, агитирующие за Левона Тер-Петросяна. Следует сказать, что эти материалы были невелики по объему. Кандидаты от оппозиции к этим студиям, в основном, не обращались.

В Ереване действуют две независимые радиостанции – «Hi-FM» и «Ласто». В период выборов они работали на FM волнах. Обе радиостанции фактически не участвовали в предвыборной кампании. Нужно отметить также, что конкуренции государственному радио они пока не составляют. Так, лишь около 38% ереванцев в период выборов имели возможность принимать их передачи.

 

Газеты

В эту группу вошли газеты, которые выпускаются не государственными структурами и не политическими партиями. Это - Аравот (“Утро” - совокупный тираж за время предвыборной кампании 44.000 экземпляров), Лрагир (“Вестник” - 66.000), Молорак (“Планета” - 66.000), Голос Армении (67.600), Время (40.000).

Независимые газеты не скрывали своих симпатий.

 

Аравот

Возглавлялся бывшим пресс-секретарем президента и занимал откровенно пропрезидентскую позицию. Об этом свидетельствует хотя бы то, что, согласно нашим подсчетам, в 53.6% случаев президент упомянут в положительном, сочувствующем контексте, тогда как критических замечаний в его адрес всего четыре.

Аравот, уделяя довольно много места информации о выборах, голосовании, деятельности ЦИК, пишет о Левоне Тер-Петросяне сочувственно. Тон высказываний в адрес оппозиции можно охарактеризовать как, в основном, ироничный (см. номера от 29 и 30 августа; 6, 14, 17 и 19 сентября). Замечено, что все передовицы, в которых сказано об оппозиции, сопровождаются шаржами и карикатурами. Передовицы, посвященные Л. Тер-Петросяну, сопровождаются фотографиями.

 

Лрагир

Также в целом поддерживал кандидатуру Левона Тер-Петросяна. Однако, особенно в первые недели предвыборной борьбы, видно было стремление газеты соблюдать нейтральность, или, говоря точнее, видна неопределенность политических симпатий. Так, если в период с 23 по 31 августа наибольшая часть критических стрел была пущена в адрес Сергея Бадаляна и (72 % от общего числа упоминаний его имени), Левона Тер-Петросяна (42.1%), то положительно газета отзывалась лишь об Ашоте Манучаряне (50%) и Левоне Тер-Петросяне (30%). С 3 по 7 сентября симпатии переходят к действующему президенту - лишь он упоминался в положительном контексте. В дальнейшем симпатии к Л. Тер-Петросяну растут, а основная критика направляется, как это ни неожиданно, на А. Манучаряна, который считался аутсайдером в кампании.

Более одной пятой части всей газетной площади, отведенной предвыборной кампании, было посвящено сравнительному анализу позиций кандидатов.

Можно констатировать, что, симпатизируя Л. Тер-Петросяну, Лрагир пытался соблюсти баланс в освещении предвыборной борьбы, что, однако, не всегда получалось.

 

Молорак

Газета, в целом, настроена оппозиционно. Однако пятая полоса газеты была предоставлена пропрезидентской организации «Союз правоведов и политологов». Статьи, публикуемые ею, создавали баланс в агитации. В результате, симпатии и антипатии в отношении Л. Тер-Петросяна распределяются в газете примерно поровну (соответственно, 29.0% и 31.1%), а что касается остальных кандидатов, то все они (за исключением Арама Саркисяна) упоминаются либо нейтрально, либо отрицательно. Это дает основание считать, что газета скорее против всех кандидатов, чем за одного из них. Материалы, посвященные выборам, иногда сопровождаются карикатурами, причем Л. Тер-Петросяну карикатур посвящено больше, чем остальным кандидатам.

Судя по тому, что львиную долю газетной площади (17840 см2, 40.9%) занимает информация о Л. Тер-Петросяне, газета считает его основным кандидатом.

 

Голос Армении

После того, как были закрыты газеты партии “Дашнакцутюн”, Голос Армении стал самой оппозиционной среди независимых газет. Более того, это единственная оппозиционная газета, выходящая три раза в неделю, и единственная - на русском языке. Основными темами для газеты традиционно являются социальные вопросы и социальная политика, Карабах, вопросы, связанные с деятельностью партий и общественных организаций, внешняя политика.

Названная проблематика имела высокий приоритет во время предвыборной кампании, поскольку именно в направлении указанных тем шла основная критика властей (подробнее см Пропаганда и контрпропаганда в средствах массовой информации).

Интересно обратиться к заголовкам передовиц в газете за время предвыборной кампании. Думается, это даст достаточное представление о позиции газеты и характере критики властей. 24 августа: “Знание-сила. Тем более для президента” (статья о том, что президент читает только проправительственные газеты). 29 августа: “Программа действий” блока “Республика” - в действии!” (критикуется социальная политика властей). 31 автуста: “На улице - человек с пистолетом (о многочисленных вооруженных людях, которые увеличивают чувство незащищенности и страха). 3 сентября: “По ком бьют тюремные часы”: (об арестованных по делу “Дро”, связанном с партией “Дашнакцутюн”). 5 сентября: “Будем строить дом на песке?” (реплика на выступление президента о размахе частного строительства в Армении). 7 сентября: “Есть ли прием против лома?” (о предвыборных поездках президента, политике властей и возможности выдвижения единого кандидата от оппозиции). 7 сентября: “Вкладывать капиталы в экономику Армении?” (беседа с иностранным бизнесменом, который считает, что вкладывать деньги рано - из-за плохой системы налогов, таможни и т.д.). 14 сентября: “Так дальше жить нельзя” (письмо от пенсионеров). 17 сентября: “Две безжалостные цифры могут быть предъявлены президенту” (количество армян в Карабахе в 1987 и 1997 годах. Вторая цифра будет меньше, если не изменится политика в вопросе Карабаха). 19 сентября: “Президент обязан слышать!” (подборка статей, где говорится, что если переизберут Л. Тер-Петросяна, ничего не изменится, а силовой вариант решения проблемы пока не задействован). 21 сентября: “Президент - гарант наших прав” (также подборка. Если изберут В. Манукяна, то он станет гарантом национального единства, однако он многим рискует, покушаясь на личную власть Л. Тер-Петросяна).

В целом, характер и тональность критики властей в период предвыборной кампании не отличались от обычного для Голоса Армении (данные получены в результате мониторинга, проведенного организацией “Тим” в феврале-апреле 1996). Можно лишь отметить, что увеличилось количество статей политического характера.

 

Время

Симпатии газеты были на стороне оппозиции. Однако общий спокойный тон, взвешенность подхода выделяют Время из числа рассмотренных органов прессы. Так, в газете публиковались интервью руководителя избирательного фонда Л. Тер-Петросяна Ованеса Игитяна, Сурена Золяна, лидера Народно-промышленного и гражданского союза, выдвинувшего кандидатуру Ашота Манучаряна, кандидата в президенты Армении Вазгена Манукяна. Оппозиционные настроения создавались, в основном, за счет критики социальной политики властей и коррупции. Серьезный тон политических анализов соседствовал с яркой сатирой.

Много было статей аналитического характера, взвешивающих позиции кандидатов, их шансы (40.8%). Интересно, что их почти столько же, сколько материалов, посвященных агитационным материалам за всех кандидатов вместе взятых (47.8%).

Утверждение о симпатиях к оппозиции были основаны на анализе упоминания кандидатов. Так, при том, что Л. Тер-Петросян упоминается чаще всех, что, впрочем, характерно для всех СМИ, наибольший процент положительных упоминаний зафиксирован в отношении В. Манукяна (41.3%), при том, что критикуется он в 4.3% случаев. Действующий же президент положительно упомянут в 20% случаев, когда критика его составляет 31%.

 

ПАРТИЙНЫЕ ГАЗЕТЫ

Это - Айк (“Армения”, “Армянство”, совокупный тираж за время предвыборной кампании 56.700) - орган Армянского общенационального движения, Азг (“Нация” - 88.000) - газета партии Рамкавар-Азатакан (название партии переводится как “Либерально-демократическая), Айжм (“Сейчас” - 8.000) - орган Народно-демократического союза, Айастани Коммунист (“Коммунист Армении” - 54.000) - Компартия, Иравунк (“Право” - 17.000) - орган Союза “Конституционное Право”, не имевшего своего кандидата на выборах.

Из числа партийных газет выделяется Азг. Партия Рамкавар-Азатакан поддерживала кандидатуру Л. Тер-Петросяна на выборах. Замечено, однако, что большая часть статей в поддержку Л. Тер-Петросяна была написана не сотрудниками газеты, а их часть - даже не жителями Армении (см статьи “Почему я предпочитаю Левона Тер-Петросяна?” в номере от 28 августа, автор - Григор Даниелян из Степанакерта, Нагорно-Карабахская Республика; “Судьбоносные выборы президента” от 30 августа, автор - Арсен-Нубар Мамурян, Канада; “Символический голос армян диаспоры - самому достойному” от 4 сентября, автор - Оган Бодрумян из Уругвая; “Продолжим доказанный путь” от 19 сентября, автор - Ерванд Азатян из США). Следует добавить, что эти статьи публиковались на четвертой полосе газеты.

При том, что газетная площадь, отведенная Л. Тер-Петросяну (8740 см2) превышает площадь, отданную всем остальным кандидатам (8395 см2), газета дала возможность им высказаться. Сами кандидаты представили свои предвыборные программы, опубликованы интервью с ними. Комментариев к их выступлениям нет. Как стало известно из источников в редакции газеты, в течение всего периода предвыборной кампании редакция, фактически, была вынуждена подчиняться требованиям публикации агитационных материалов в пользу Л. Тер-Петросяна. Главный редактор газеты в это время находился в отпуске.

Газеты Айастани коммунист и Айжм выделялись тем, что как бы не замечали кандидатов в президенты, кроме выдвинутых их партиями. Так, кандидату от компартии Сергею Бадаляну в Айастани коммунист посвящены статьи общей площадью 23,255 см2, Левону Тер-Петросяну - 19,155 см2 а Вазгену Манукяну - 190 см2. Имена остальных кандидатов встречаются лишь в отчетах о деятельности Центризбиркома. Аналогична картина в Айжм. При площади в 10,560 см2, в поддержку Вазгена Манукяна, 7,825 см2 отведено критике Левона Тер-Петросяна. Разница в цифрах обусловлена тем, что в период кампании Айастани коммунист выходил два раза в неделю, а Айжм - еженедельно.

Газета Айк - орган правящего АОД. Основные данные по этой газете представлены выше, в сравнении с государственными СМИ.

Иравунк является органом оппозиционного Союза «Конституционное право». Эта политическая организация, имеющая традиционные связи с дашнаками, не выдвинула своего кандидата на выборах. Она поддерживала кандидатуру Вазгена Манукяна, причем эта поддержка стала подчеркнутой после первой недели кампании, когда В. Манукян, видимо, получил поддержку АРФД, и когда объединение оппозиционных кандидатов вокруг него стало реальным.

 

Пропаганда и контрпропаганда в средствах массовой информации

Пропаганда оппозиции велась, в основном, в партийной прессе. Государственные и независимые СМИ использовались кандидатами для изложения предвыборных программ. Критика властей велась, в первую очередь, в трех направлениях: развал экономики, коррупция и социальная политика. Это отнюдь не означает, что не критиковались другие сферы деятельности. Просто именно эти три направления стали основными целями для критических стрел оппозиции. Критиковались также внешняя политика, отношение к Карабаху, политика в области приватизации. Однако основные претензии к властям выдвигались именно в названных выше сферах.

Согласно данным социологического опроса, наиболее актуальными в стране являются проблемы безработицы (44.7% опрошенных), материальной обеспеченности и низких зарплат (34.1%), проблемы экономики (21.6%), социальные проблемы (20.8%). Таким образом, цели оппозиции были выбраны правильно, так как затрагивали самые болезненные точки в общественном сознании.

Критика именно этих направлений продолжалась в течение всей кампании, то есть в контрпропаганде оппозиции присутствовала целенаправленность, стратегически рассчитанная на весь период предвыборной борьбы. Соответственно велась пропаганда своих действий в случае прихода к власти. Это значит, что в первую очередь оппозиция будет решать именно вопросы подъема экономики, прекращения коррупции и социальные проблемы. Одним из основных, таким образом, стало обещание повысить заработные платы рабочим и служащим, находящимся на государственной службе, в десять раз.

Интереснее было наблюдать за контрпропагандой властей. Здесь можно выделить четыре периода. Первый - с начала кампании до конца августа. Он характеризуется повторением “ельцинской модели”. Суть ее заключается в том, что президент ездит в разные районы страны, встречается с руководителями областей, с жителями, беседует с ними. А основная критика направляется в адрес коммунистов. Однако уже к концу августа стало ясно, что не коммунисты и их кандидат С. Бадалян представляют основную опасность для президента, и что ельцинская модель не соответствует реалиям расклада политических сил Армении. Поездки президента по стране и их активное освещение в государственной прессе начались незадолго до официального начала предвыборной кампании.

Второй период - с 1 по 10 сентября. Его можно назвать упущенным временем, так как пропаганда поездок по стране стала приобретать повторяющийся характер, замечалось отсутствие новых идей, а против кого вести контрпропаганду и какими методами - не было ясно.

Тем временем пресса оповещала об усиленных переговорах оппозиции об объединении вокруг единого кандидата. Уже тогда можно было заметить, что Арам Саркисян почти не ведет собственной кампании в СМИ и отходит на второй план.

Десятого сентября было принято заявление четырех кандидатов в президенты об объединении, что стало важной вехой в развитии событий в предвыборный период. Власти изменили направление контрпропаганды. Стало говориться о невозможности реального сотрудничества между кандидатами, глубоких идеологических различиях между ними. Это обосновывалось цитатами из выступлений самих кандидатов. Затем стали говорить о нарушениях закона, связанных с использованием бесплатного телевизионного эфира для агитации в пользу другого кандитата, о финансовых нарушениях.

17 сентября Ленсер Агаловян, Паруйр Айрикян и Арам Саркисян официально заявили о снятии своих кандидатур. С этого дня и до конца предвыборной кампании по официальным СМИ передавали и печатали мнения членов предвыборного штаба Л. Тер-Петросяна и представителей интеллигенции о том, что те три недостатка в деятельности властей, которые педалировались оппозицией в своей контрпропаганде, получили развитие именно в тот период, когда премьер-министром был Вазген Манукян. Следовательно, согласно этой логике, именно он положил начало развалу экономики, коррупционизму и не приложил достаточно усилий для предотвращения углубления социальных проблем.

Пиком контрпропаганды стали выступления по I каналу телевидения министра внутренних дел В. Сирадегяна и президента Л. Тер-Петросяна.

Можно сказать, что только с 16-17 сентября началась истинная пропаганда в пользу Л. Тер-Петросяна. Ее содержание: мы добились победы и мира в Карабахе, у нас есть крепкая и сильная армия, действительно независимая Армения встает на ноги, в центре Еревана появилось много кафе, есть посетители, а это - свидетельство реального подъема. Правда, есть еще проблемы - развалена экономика, многие граждане социально не защищены, есть коррупция. Но они все - решаемы, и Л. Тер-Петросян займется их решением после переизбрания на второй срок. Таким образом, президент фактически принял программу оппозиции.

Принятие основных постулатов оппозиции также можно считать повторением “ельцинской модели”.

Лозунгом кампании Л. Тер-Петросяна был «Победа, стабильность, прогресс». Нетрудно заметить, что этих понятий нет в приоритетах избирателей. Обеспечение мира и стабильности стоит лишь на девятом месте (их в качестве актуальной проблемы назвали лишь 4.9% респондентов). А это значит, что цели предвыборной программы были выбраны неправильно. Их корректировка проходила уже по ходу кампании, что привело к потере инициативы.

Согласно массовому опросу, наибольшую симпатию и доверие в период предвыборной кампании вызывали выступления Вазгена Манукяна (22.6%) и Левона Тер-Петросяна (22.5%). За ними идет Паруйр Айрикян (17.7%), поддерживавший кандидатуру Вазгена Манукяна. Здесь, казалось бы, сохранен паритет между главными претендентами на президентское кресло. Однако раздражение и антипатию вызывали выступления министра обороны Вазгена Саркисяна (28.6%), министра внутренних дел Вано Сирадегяна (18.9%) и самого Левона Тер-Петросяна (15.5%). Таким образом, ключевые лица пропагандистской кампании президента вызывали антипатию избирателей, тогда как оппозиция имела положительную ауру.

 

Средства массовой информации и общественное мнение

Мы попытались выяснить степень воздействия на избирателя различных СМИ. Респонденты должны были назвать два источника информации, наиболее значимые для них в период предвыборной кампании. На первом месте, как и ожидалось, телевидение - его назвал 81.4% опрошенных. На втором - разговоры, беседы с друзьями, знакомыми, родственниками (24.7%), на третьем - радио (18.9%) и лишь на четвертом - газеты (16.8%). Это еще раз подчеркивает значимость телевидения, но одновременно свидетельствует о большом влиянии разговоров на формирование общественного мнения и малом влиянии газет.

Достаточно регулярно к газетам проправительственной ориентации обращались 13.8% опрошенных, тогда как к оппозиционной прессе - 10.7%. Эти цифры интересны тем, что совокупный тираж газет, поддерживающих кандидатуту Л. Тер-Петросяна, почти в два с половиной раза превышал тираж газет, выступавших за оппозицию. Одновременно оценки объективности и информативности оппозиционной прессы ощутимо выше, чем у проправительственной. Сказанное не только подтверждает общую оппозиционность настроений жителей Еревана, но и говорит о большой популярности газет оппозиционной направленности.

Самыми популярными, как и ожидалось, были четыре газеты: две на армянском языке - официальная Айастани анрапетутюн (ее знают 28.7% респондентов) и Азг (24.6%), и две на русском - радикально оппозиционный Голос Армении (25.5%) и официальная Республика Армения (19.2%). Интересно, что уровень популярности названных газет не связан с периодичностью выхода в свет (Голос Армении выходит трижды в неделю, а остальные газеты ежедневные), тиражом (недельный тираж Айастани анрапетутюн более чем в три раза выше, чем у Голоса Армении) и ценой (официальные газеты в два раза дешевле остальных).

Можно сказать, что представление ереванцев о СМИ в результате предвыборной кампании несколько ухудшилось.

Так, если у 71.5% респондентов мнение о телевидении осталось прежним, у 6.9% улучшилось, то у 15.9% оно ухудшилось. Аналогичны данные и по другим СМИ.

Видна разочарованность в работе СМИ в период предвыборной кампании. Так, 38.6% респондентов недовольны работой телевидения, при том, что нейтрально оценили его работу 36.6%, а удовлетворение выразили 17.3%. Передачами армянского радио неудовлетворены 25.7% опрошенных, нейтрально оценили 28.3%, довольны 15.6%. По газетам цифры, соответственно: 21.9%; 25.5%; 11.9%. Здесь нужно обратить внимание на то, что если телевидение монопольно принадлежит государству, то у ереванцев есть возможность выбирать газеты. Следовательно, около одной пятой части читателей были недовольны «своей» газетой.

Аналогично обстоят дела и с доверием к источникам информации. Так, телеинформации не доверяли 51.8% опрошенных, доверяли 42.3%, а 6.6% затруднились ответить. Учитывая тот факт, что телевидение было основным источником для 81.4% респондентов, можно констатировать, что большая часть телезрителей не доверяла передаваемой информации. Аналогична картина по другим СМИ. Так, радио не доверяли 44.3%, а доверяли 29.8%; газетам - 39.7% и 25.1%.

Однако СМИ сыграли определенную роль в ориентации избирателей. 10.0% показали, что в результате кампании в средствах массовой информации они поменяли свое мнение, а еще 10.6% смогли сориентироваться. То есть, различные источники информации повлияли на выбор около одной пятой избирателей. Нужно однако учитывать, что 28.9% респондентов назвали в качестве наиболее надежного источника информации разговоры, митинги и встречи с политическими деятелями и собственную интуицию. А это, в свою очередь, означает, что их функция регулятора общественного мнения и контроля над политическими процессами невысока.

И наконец, большая часть опрошенных считает, что возможности представить свою позицию по средствам массовой информации не были равны у всех кандидатов. Так полагают 45.7% респондентов, а 42.3% считают, что возможности были равными. 11.9% затруднились ответить на этот вопрос.

 

Выводы

1. Президентские выборы 1996 года были вторыми в истории пост-советской Армении и первыми в условиях истинной многопартийности. За шесть лет, прошедших после установления независимости, Армения прошла через войну, экономическую и энергетическую блокады, периоды внутренней нестабильности. Однако социальные проблемы, в том числе низкие заработные платы государственных служащих, мизерные пенсии, высокий уровень безработицы, неустроенность жителей зоны бедствия продолжают вызывать недовольство большой части населения.

Сказанное, а также отсутствие амортизирующего среднего слоя, дало возможность сделать вывод о том, что основным фоном президентских выборов 1996 года являлась заряженность общества на конфронтационность.

2. Программы семерых кандидатов в президенты мало чем отличаются друг от друга. Можно указать на традиционно ортодоксальную позицию кандидата от коммунистической партии Сергея Бадаляна. Отличия программ оппозиционных кандидатов от программы действующего президента Левона Тер-Петросяна можно найти, разве что, в отношении к Ай дату. В лагере оппозиции отличия наблюдаются в отношении к приватизации, однако практически все настаивают на пересмотре ее хода, указывая на несправедливость проведения приватизации.

В связи с этим, объединение четырех кандидатов - Ленсера Агаловяна, Паруйра Айрикяна, Арама Саркисяна и Вазгена Манукяна - вокруг фигуры последнего являются, скорее, выражением личностного отношения, чем общностью политических взглядов и платформ.

3. Средства массовой информации Армении подошли к президентским выборам 1996 года, имея сравнительно недавний опыт освещения парламентской предвыборной кампании и референдума по Конституции 1995 года.

Президент Левон Тер-Петросян пользовался большой поддержкой СМИ. Достаточно указать на разницу в редакционном освещении кампании на первом канале телевидения - более 1628 минут в пользу Левона Тер-Петросяна против 72 минут о Вазгене Манукяне, причем большая часть материалов о нем, особенно в последние предвыборные дни, носила резко критичный характер.

Совокупный тираж газет, поддерживающих Л. Тер-Петросяна за период предвыборной кампании, составил 579,700 экземпляров, когда газеты, выступавшие за оппозицию, вышли совокупным тиражом 252,600 экземпляров, из которых 54,000 составил тираж газеты Айастани коммунист, поддерживающей С. Бадаляна, а остальные так или иначе склонялись в пользу В. Манукяна (198,600 экземпляров). Такая разница в поддержке кандидатов со стороны СМИ позволяет констатировать, что предвыборная кампания В. Манукяна, получившего, согласно окончательному официальному результату выборов, 41.29% голосов, в основном, проходила, минуя средства массовой информации, которые, в большинстве своем, поддерживали кандидатуру действующего президента. А это, в свою очередь, говорит о том, что СМИ Армении слабо выполняют роль регулятора общественного мнения и не вполне адекватны общественной ситуации в стране.

4. Отсюда следует вывод о том, что, с одной стороны, влияние, которое оказывали средства массовой информации на избирателей, невелико, а с другой - агитация в пользу Левона Тер-Петросяна обернулась против него, оттолкнув своей агрессивностью определенное количество избирателей.

5. Анализ освещения хода выборов в государственных СМИ и в газете правящей партии “Айк” позволяет прийти к выводу, что эти средства массовой информации управлялись из одного центра, которым является предвыборный штаб Левона Тер-Петросяна.

6. Что же касается пропаганды и контрпропаганды Л. Тер-Петросяна в средствах массовой информации, то, в целом, просматривается отсутствие у Левона Тер-Петросяна и его штаба цельной программы пропаганды в СМИ на период предвыборной кампании, эксплуатация «ельцинской модели» агитации за действующего президента.

7. Все кандидаты имели, в целом, свободный доступ к государственным СМИ, и в полной мере использовали полагающееся по закону бесплатное время на телевидении и радио. Одновременно, двум кандидатам в президенты было отказано в праве использовать оставшееся на последние предвыборные дни платное время на телевидении, что является нарушением закона.

8. В предвыборный период не было отмечено случаев нарушения законов и постановлений, регулирующих деятельность и права журналистов. В Ереване представители независимой и оппозиционной прессы не подвергались дискриминации. Согласно заявлениям оппозиции, были случаи угроз, в том числе и физической расправы над журналистами в провинции.

9. Отсутствие баланса в отношении кандидатов в освещении предвыборной кампании телевидением (особенно!) и радио должно считаться недопустимым, так как они существуют и финансируются за счет всех налогоплательщиков, и следовательно обязаны давать им сбалансированную и непредвзятую информацию. Особенно предвзятыми были программы первого канала телевидения Жаманакачап, Лрагир и Оренк ев ишханутюн.

10. Отношение ко всем кандидатам в средствах массовой информации, безотносительно к их направленности, в целом, можно признать корректным, хотя были замечены примеры неэтичного отношения к политическим оппонентам.


Примечания:

  • Марк Григорян - директор Центра по изучению средств массовой информации “Тим” (Ереван). Электронная почта: <markos@osi.arminco.com>.
  1. Автор выражает глубокую признательность Демократической Программе TACIS и фонду “Евразия”, предоставившим средства для мониторинга СМИ и массового опроса после выборов; Ереванскому прессклубу за предоставленные возможности проведения исследований и всемерную поддержку.
  2. Настоящая статья была бы невозможна без работы Авакяна Гагика, Глхатянак Георгия и Мелояна Рубена, проводивших мониторинг СМИ в период предвыборной кампании, доцента кафедры социологии Ереванского государственного университета Марины Куркчиян, руководившей социологической группой, осуществившей массовые опросы в мае 1996 и после выборов. Опросы проводились под эгидой центра изучения СМИ “Тим”.
  3. Бюллетень Ереванского пресс-клуба. - No 1, сентябрь, 1996, стр. 21-23.
  4. Средства массовой информации Армении. - Ереван, 1996, с. 7-10.
  5. Там же, с. 86, 93.
  6. Средства массовой информации Армении. Оценки и самооценки. - Ереван, 1997, с. 21.
  7. Средства массовой информации Армении. - Ереван, 1996, с. 36.
  8. Т а м ж е, с. 15-29, 36-37, 97-98.

Button1.gif (906 bytes) Содержание

Следующая статья